Немного истории
Одиночки-диверсанты существовали давно. Кроме того, уже при Петре I и позднее имелись подразделения отборных стрелков (егерей). Но снайперская стрельба появилась относительно недавно, в середине XIX века (раньше просто не существовало достаточно точного оружия). В русско-турецкой войне одиночки-англичане из дальнобойных штуцеров со сделанными под заказ прицелами снимали русских солдат и офицеров. Именно со времён Крымской войны в российской армии возникла дурная примета относительно прикуривания трёх человек от одной спички (когда прикуривал первый, снайпер реагировал на вспышку, когда второй — делал упреждение на перенос огня, а третий курильщик получал пулю в голову).
Впоследствии в англо-бурских войнах буры (голландские поселенцы) расстреливали английских солдат даже, казалось бы, в самых безопасных местах. Совпадение, но правило «От одной спички троим не прикуривать» появилось и у англичан.
Диверсионный опыт буров не был обобщён, и в Первой мировой войне снайперы практически не применялись. Основной расчёт был на плотность огня.
При Сталине общевойсковой снайперской и противоснайперской подготовки не было, была лишь негласная подготовка небольших групп сотрудников ОГПУ НКВД, предназначенных для выполнения специальных заданий. Прицел был копией прицела Carl Zeiss, винтовка — та же винтовка Мосина, что и у солдат, но отбирались наиболее удачные стволы.
В тридцатые годы в СССР было популярно движение «ворошиловских стрелков». Это, безусловно, помогло снайперской подготовке (однако снайперской тактике и обращению с оптическим прицелом, конечно же, не учили).
Во время Советско-финской войны советские войска столкнулись с подготовленными финскими снайперами, которых называли «кукушками». Война была закончена тяжёлой победой; из снайперов же мало кто был убит или захвачен. Не исключено, что «финские кукушки» — не более чем миф.
Во время Великой Отечественной войны было экстренно подготовлено большое количество снайперов. Стреляли в основном из трёхлинейной винтовки Мосина. У СССР были и другие снайперские винтовки (например, Людмила Павличенко использовала СВТ), однако по боевым качествам они не могли сравниться с проверенной «трёхлинейкой». Тактика «снайперского террора» подтвердила свою правильность.
Единственное нововведение в снайперской тактике, произошедшее с тех времён,— это стрельба по оборудованию (радиостанциям, самолётам и т. д.) с больших расстояний (1 км и выше) особо мощными патронами. Хотя снайперская стрельба по приборам наблюдения (в том числе из ПТРС) также применялась в Великую Отечественную, например, Василием Зайцевым
По данным википедии